ОБЪЯВЛЯЕТСЯ НАБОР НА КУРС 
"ПРИЁМЫ РАБОТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ФОТОГРАФА В ФОТО СТУДИИ. Часть 1"
обучения принципам, методам и приёмам работы профессионального фотографа в студии для тех кто у нас учился, или для тех, кто считает, что понимает основы фотосъёмки в студии.

Начало занятий 21 июня 2016 г.

Занятия проводятся во вторник, четверг с 19-00 до 21-15

ЗАПИСЬ В ГРУППУ ПО ТЕЛЕФОНУ 8(905)567-09-49, 8(915)409-69-34

Курс состоит из 6 занятий по 3 ак. часа. 
Место проведения ФОТОСТУДИЯ НА м. Сокол, ул Панфилова д.4 к.3 (http://фотограф-микулович.рф/kursy-i-master-klassy/)
http://www.photografer-nadezhda-makarova.com/обучение/


Стоимость 8 000 рублей.

ПРОГРАММА КУРСА:

Устройство и принципы действия студийной аппаратуры и принадлежностей. Принципы и методы применения студийного оборудования, особенности студийной фотосъёмки. Главные принципы, которыми руководствуется фотограф при создании светового рисунка в студии. 
Основы психологической работы с клиентом, не являющимся профессиональной моделью!

Правила композиционного построения кадра.

Особенности съёмки портрета, детей, животных, предметов, движения в студии.

Создание фотоснимка с дополнительным локальным освещением (активным и пассивным).
Основы постсъёмочной обработки снимков в FastStone Image Viewer и Camera RAW
Раздача слонов и подарков...

ЗАПИШИТЕСЬ В ГРУППУ ПО ТЕЛЕФОНУ
8(905)567-09-49, 8(915)409-69-34


Курс "Обучение обработке фотографий в Photoshop"


Когда: с 4 июля 2016 года, 6 занятий, понедельник, среда, пятница, 19.00-21.15
Оплата: 8 000 рублей
Где: ул. Панфилова, д.4, кор.3
Длительность занятия: 3 академических часа=2 часа 15 минут
При себе иметь ноутбук. Если нет ноутбука - мы выдадим на время занятий в школе.

Если вы хотите понимать разницу между лечащей кистью и лечащей восстанавливающей кистью, а также по делу и точно применять их и другие чудо-инструменты при обработке, коррекции и ретуши фотографий, приходите на курс "Фотошоп для начинающих".
После обучения вы легко уберете все ненужные предметы с фотографии и так же легко добавите необходимые;
Научитесь делать ретушь кожи без замыливания
И все фоны на ваших студийных фотографиях будут как новенькие.
Мы расскажем и научим, как максимально эффективно работать с RAW-форматом в Lightroom и Camera RAW.

КУРС "ПРИЁМЫ РАБОТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ФОТОГРАФА В ФОТО СТУДИИ"

Часть 1"
обучения принципам, методам и приёмам работы профессионального фотографа в студии для тех кто у нас учился, или для тех, кто считает, что понимает основы фотосъёмки в студии.
Начало занятий 25 июля 2016 г.
Занятия проводятся во вторник, четверг с 19-00 до 21-15
Курс состоит из 6 занятий по 3 ак. часа. 
Место проведения ФОТОСТУДИЯ НА м. Сокол, ул Панфилова д.4 к.3 (http://фотограф-микулович.рф/kursy-i-master-klassy/)

http://www.photografer-nadezhda-makarova.com/обучение/


Стоимость 8 000 рублей.

ПРОГРАММА КУРСА:

Устройство и принципы действия студийной аппаратуры и принадлежностей. Принципы и методы применения студийного оборудования, особенности студийной фотосъёмки. Главные принципы, которыми руководствуется фотограф при создании светового рисунка в студии. 
Основы психологической работы с клиентом, не являющимся профессиональной моделью!

Правила композиционного построения кадра.

Особенности съёмки портрета, детей, животных, предметов, движения в студии.

Создание фотоснимка с дополнительным локальным освещением (активным и пассивным).
Основы постсъёмочной обработки снимков в FastStone Image Viewer и Camera RAW
Раздача слонов и подарков...

ЗАПИШИТЕСЬ В ГРУППУ ПО ТЕЛЕФОНУ
8(905)567-09-49, 8(915)409-69-34

Курс "Обучение обработке фотографий в Photoshop"
Когда: с 4 июля 2016 года, 6 занятий, понедельник, среда, пятница, 19.00-21.15
Оплата: 8 000 рублей
Где: ул. Панфилова, д.4, кор.3
Длительность занятия: 3 академических часа=2 часа 15 минут
При себе иметь ноутбук. Если нет ноутбука - мы выдадим на время занятий в школе.

Если вы хотите понимать разницу между лечащей кистью и лечащей восстанавливающей кистью, а также по делу и точно применять их и другие чудо-инструменты при обработке, коррекции и ретуши фотографий, приходите на курс "Фотошоп для начинающих".
После обучения вы легко уберете все ненужные предметы с фотографии и так же легко добавите необходимые;
Научитесь делать ретушь кожи без замыливания
И все фоны на ваших студийных фотографиях будут как новенькие.
Мы расскажем и научим, как максимально эффективно работать с RAW-форматом в Lightroom и Camera RAW.


Свадебная фотография: два лагеря

 Было время, когда свадебная фотография была очень цельной по своему содержанию. Хорошо обученные фотографы работали по «списку кадров» и использовали высококлассное среднеформатное оборудование. Они снимали свадебные портреты (многие в студии), характерными чертами которых были великолепные цвета, четкие детали, красивое освещение и грамотно выстроенные позы моделей. Свадебные альбомы были заполнены отпечатками 20х25см, 20х20см и 13х18 см, тщательно подобранными изображениями пар, их семей, свадебного торжества, и все радостно улыбаются в камеру. Эти традиционные фотографы часто брали на себя ответственность за ход свадьбы, так что действо развивалось по их расписанию, и все было направлено на то, чтобы каждый кадр был настолько хорош, насколько это в принципе возможно. Свадебное торжество также предполагало время для позирования фотографу: до, во время и после мероприятия.

Менее жесткий стиль фотожурналистики получил распространение около 12-15 лет назад, когда такие фотографы как Денис Регги (Denis Reggie) и Бэмби Кантрелл (Bambi Cantrell) начали снимать свадьбы как фотожурналисты, часто используя камеры 35мм. Они фиксировали событие, не прося людей позировать или остановиться и улыбнуться в камеру. Не существует никаких четких правил «свадебной журналистики», т.к. ее цель состоит в документировании дня в информационной/художественной манере.

Свадебный журнализм – и цифровые камеры – также открыли вход в отрасль для многих других фотографов, некоторые из которых были настолько же подкованы, как и традиционалисты, а некоторые нет, что создало куда более серьезную конкуренцию для фотографов, но зато открыло новые возможности для их клиентов.
Два лагеря?

Сегодня, описывая свой фотографический стиль, свадебные фотографы называют себя как фотожурналистами, так и традиционалистами. Бывшие газетные фотографы Эндрю Нисен (Andrew Niesen) и Рэйчел ЛяКур Нисен (Rachel LaCour Niesen), совладельцы расположенной в Атланте свадебной студии LaCour (www.lacourphoto.com) и создатели ShootQ (www.ShootQ.com), решения по управлению студией для фотографов, перешли из газетной журналистики в свадебную в 2001 году.

Их подход к съемке свадеб и новостей одинаков, и состоит в том, чтобы отслеживать историю по мере ее развития и позволить ей разворачиваться перед их глазами. Пара документирует свадьбы в реальном времени, используя метод невмешательства, что, как отмечает Эндрю, лучше всего соотносится с их имеющимися навыками.

«Мы видим, что фотографии, которые мы создаем, действительно ценятся семьей, хотя они [изображения] имеют очень маленькую аудиторию в отличие от тех, что размещаются в журналах. Мы на самом деле чувствуем, что делаем что-то очень важное для наших клиентов».
Хотя их способ заработка денег на жизнь изменился, Нисены утверждают, что их фотографический стиль остался прежним, за исключением некоторых незначительных моментов.

 Например, они адаптировали подход чистой фотожурналистики – «все ради момента» – к тому, чего хотели их клиенты. «В случае с фотожурналистикой, - объясняет Рэйчел, - мы фиксировали главные новостные события и работали с широким спектром объектов. Мы поняли, что иногда самые эксцентричные «художественные изображения», которые мы ценим как фотожурналисты, могут не оценить многие наши клиенты».

Нисены изначально избрали путь фотожурналистики в качестве карьеры, потому что хотели быть свидетелями на передовой, наблюдая за развитием истории. Однако они неплохо себя чувствуют, променяв свое место в первом ряду мировых событий на местечко подальше, в истории семейной. «Во многих отношениях это настолько же значительная и исполненная смысла работа, поскольку каждая семья будет хранить эти фотографии на протяжении долгих лет, - заключает Рэйчел, - Это особенное ощущение, знать, что фотографии, которые мы делаем для наших клиентов, будут использоваться как основа семейного наследия для будущих поколений».

Роберт Лино (Robert Lino, www.robertlino.com), портретный и свадебный фотограф в течение последних 35 лет, считает, что более традиционный стиль потерял свое преимущество, когда это стало чересчур трудозатратно. В нем было слишком много сложных фонов, и чересчур много времени тратилось в студии, вдали от основного действа. «Я считаю, что это одна из причин, по которым стиль фотожурналистики стал настолько популярным, - подтверждает Лино, - новобрачные не хотят проводить всю ночь напротив разукрашенного фона».

Лино говорит, что его работа может быть описана как строгая и элегантная, и при этом исполненная чувством. «Я четко контролирую свои изображения и стараюсь сделать так, чтобы они выглядели максимально естественно», - объясняет Лино, говоря, что его стиль был развит отчасти при помощи наблюдения.

«Я также учился у мастеров и у всех фотографов, которые шли против правил; но я придал этому свое собственное видение и свою интерпретацию».
«Многие годы люди нанимали профессиональных свадебных фотографов. Сейчас мы живем в эпоху, когда каждый может снимать свадьбы».

 Лино верит, что если немного больше заботиться о построении изображений, например, убедиться, что пара держит нож правильно, когда разрезает торт, и снять несколько официальных строгих кадров на приятном фоне (не обязательно студийном, красивое окно тоже подойдет), то люди будут продолжать нанимать профессионалов вместо кучки людей с неплохими камерами, делающих тысячи снимков в надежде получить хотя бы 20 хороших.

Лино ценит фотожурналистов за то, что они объяснили клиентам, какие виды кадров они должны иметь. «Много лет назад, - говорит Лино, - среднестатистическая невеста не купила бы изображение, где она не смотрит прямо в камеру, улыбаясь. Но фотожурналисты продвинули идею, что клиентам нужны фотографии торта, цветов и туфелек, потому что они потратили кучу времени и денег на детали.

В прошлом свадебные фотографы считали, что они должны быть либо абсолютными журналистами, либо совершенными традиционалистами, но сейчас они начинают понимать, что именно золотая середина между двумя стилями обеспечивает максимально полный охват события».
Ваш стиль, ваша точка зрения

Хотя большинство свадебных фотографов склоняется либо к традиционному, либо к журналистскому подходу, очень важно развивать стиль, который выделит вас из толпы. К сожалению, многие фотографы снимают, используя чей-то чужой стиль, поскольку не определились со своим собственным. Фотограф Тони Хьюитт (Tony Hewitt, www.tonyhewitt.com) отмечает: «Ваше видение – это то, что никто в мире не сможет разделить».

«Тем не менее, так много людей, приходящих в эту сферу, думают, что если они смогут скопировать работу такого-то и такого-то, они будут хорошими фотографами. Но лучшие фотографы – это те, кто вырывается за рамки и имеет свое собственное видение, и именно их начинают копировать.

Роль фотографа состоит в том, чтобы показать остальной мир так, как он его видит». Хьюитт говорит, что фотографам нужно развивать свою способность замечать то, что недоступно другим, и верить, что их ракурс уникален. «Сложность для фотографа состоит в том, чтобы выразить это уникальное видение через навыки, технику и возможности оборудования».

В свадьбе есть множество обязательных частей – церемония, первый танец, торт и т.д. Поэтому свадьбы могут казаться повторяющимися, но в действительности это не так. Эти различия и являются тем, в чем фотограф может преуспеть. Хьюитт говорит, что уникальность любой свадьбы – в химии между влюбленными, и если вы сможете сфокусироваться на этой химии, вы найдете источник творчества для этой конкретной свадьбы.


В поисках вдохновения, Хьюитт просматривает работы коллег, как из своей области, так и вне ее, картинки в Facebook его дочери, телевизионные передачи, модные журналы, рекламу из сферы искусства и косметики. Смотря на изображения из большого количества сегментов смежных рынков, Хьюитт может понять, как рынок меняется и эволюционирует.


«В конечном счете, - говорит Хьюитт, - когда люди ищут фотографа, они покупают человека прежде, чем купят стиль, технику, репутацию и награды. Я действительно в это верю. Все эти вещи могут привести их к вам, но ваше взаимодействие и то, как они ощущают себя рядом с вами, будут главным фактором в принятии решения. Очень немногие новобрачные захотят быть рядом с кем-то, кто заставляет их чувствовать себя некомфортно».

 Лино также советует фотографам, особенно новичкам, не следовать трендам и не копировать стиль других людей – и не слишком беспокоиться о конкуренции, потому что работы на всех хватит.

«Сосредоточьтесь на вашем собственном бизнесе и развитии вашего стиля, потому что придет время, когда люди начнут узнавать его и искать вас. Это то же самое время, когда цена или местоположение не будут определяющими факторами для заказа у вас съемки, - заключает Лино, - Вы поймете, что ваш стиль действительно работает, когда клиенты позвонят вам и спросят, свободны ли вы в определенный день, еще до того, как уточнят вопрос цены».

Автор статьи: Lorraine A. DarConte
Источник: shutterbug.com Перевод: Анна Смолина

Копирайт: http://photo-monster.ru/lessons/read/svadebnaya-fotografiya-dva-lagerya.html

Влад Шутов о ремесле фотографа.

Fotose.com (F): Влад, расскажите немного о том, как вы пришли в фотографию.

Влад Шутов (В.Ш.): Как и многие ребята того времени, в детстве я снимал на «Смену», «Зоркий-4», но это было обычным подростковым увлечением, не более. По-настоящему фотография началась для меня с университета. Первокурсником я познакомился с Владимиром Вяткиным, который тогда был стажером АПН (Агентство печати «Новости, - прим. ред.). Он снимал такой забытый ныне жанр, как фотоочерк и, своим отношением, своим мастерством, серьезно увлек меня этой профессией.

В результате, после окончания университета я устроился работать… дворником. Лишь для того, чтобы иметь возможность фотографировать днем. То есть, с 6 до 9 утра я махал метлой, а весь световой день снимал.

Постепенно я наладил связи с несколькими издательствами, сотрудничая с ними в качестве фрилансера. Работал на «Комсомольскую правду», АПН, «Известия», «Московский комсомолец» и др. Затем, вместе с Вяткиным, поступил в Институт журналистского мастерства, созданном при Союзе журналистов. Там учились профессиональные фотографы, уже широко практикующие. Нашими учителями были такие «небожители», как Дмитрий Бальтерманц, Валерий Генде-Роте.

И до и после института я снимал исключительно репортажи, так как в то время не было таких понятий, как «гламур», портфолио, а уж, не дай Бог, ню, которое и вовсе приравнивалось к порнографии со всеми вытекающими последствиями.

Работа фотожурналиста – это хорошая школа для профессионального роста. Репортажник – как сапер, без права на ошибку. Отношение к фотографу было строгим, серьезным. Если ты срывал съемку, то автоматически становился персоной нон-грата для издания, и тебя больше не звали. Все это прививало ответственность, равно как и тот факт, что снимали только на пленку. Потратить 100 кадров на один сюжет не представлялось возможным, пленка ведь дорогая, нормой были 3-5 кадров. Я и сейчас считаю, что начинающим фотографам полезно поснимать на пленку, чтобы овладеть навыками, которые никогда не даст цифра. 

Помимо непосредственно съемок, в работе меня привлекало и общение с героями репортажей. Люди всегда интересны, их можно снимать бесконечно. Все разные, каждый – особенный. А если сумел показать индивидуальность конкретного человека в определенных обстоятельствах - сделал интересную фотографию.
 
 Фотографов стало очень много, конкуренции между ними – по качеству снимков, практически не было, изменился состав бильд-редакторов в изданиях. Раньше за иллюстративный материал отвечали фоторедакторы, как правило, бывшие в прошлом фотографами, то есть люди, понимающие в этом деле и хорошо представляющие себе, что значит визуальный ряд в издании. Сегодня с этим трудности. Большинство газет и журналов потеряло или изначально не имело своего лица, репортаж тихо умирает. Как сказал мне один знакомый: «Неважно, как ты делаешь фото, хоть на телефон, главное, быть первым». В 80-е – начале 90-х годов, во времена расцвета репортажа в советском союзе, из репортажных фотографий можно было легко набрать материал для художественной выставки. Я сомневаюсь, что это просто сделать сейчас. К тому же, многие журналы сегодня почти перестали платить адекватные деньги фотографам, а в некоторых случаях не брезгуют и воровством снимков.

Я люблю портрет, но продолжаю снимать во всех жанрах, как, на мой взгляд, и подобает профессионалу.

Преподавание позволило мне хорошо узнать уровень современных начинающих и продвинутых фотографов. Он меня немного расстроил, потому что частенько я сталкивался не только с отсутствием теоретической базы, школы, но и с представлением, что это вообще нужно. Самоучек очень много. Конечно, это неплохо, но только в том случае, если человек читает нужные книги и ходит на хорошие мастер-классы, выставки…

 Сегодня у начинающих, да и не только, фотографов пользуется популярностью литература, которую я называю «макулатурной». Книги по типу «Как за 5 шагов достичь высочайшего мастерства в съемке» или «10 простых шагов для получения шедевра». В таких изданиях пошагово расписывается некая стандартная процедура. Человек научится одному приему, но только ему и ничему более. То есть, книжки дают рыбу, но не удочку. Моя цель в том, чтобы научить фотографов самостоятельно искать решение, думать и видеть в другом ракурсе. Я предлагаю слушателям удочку, чтобы они сами смогли выловить свою «золотую рыбку». 

Фотографу надо понять, что он снимает не девушку, не забор, а впечатление, отличающееся от той массы впечатлений, что мы получаем каждодневно. Ассоциации, мысли, воспоминания, желания – объект фотографии должен стать для нас, а затем и для зрителей неким провокатором этих чувств, ощущений. Мы ищем провокативность – осознанно или нет, но только ее.

Это о том, что мы снимаем. Второй вопрос – зачем мы снимаем? Какова функция фотографии? Я часто говорю, что плохих снимков нет. Фото на паспорт, которые все всегда ругают, тоже хорошие, ведь они выполняют свою функцию – сличить личность. Но никому не придет в голову отослать этот снимок на выставку, ведь тогда, в отрыве от своей функции, он сразу станет никудышным.

Функциональность связана с соотношением документальности и образности на фотографии. Так, в художественной работе важен образ, а документа там может и не быть. Например, я часто снимаю девушек в жанре ню, но не всегда «оставляю» на снимке голову. Тогда появляется не конкретная Ира, Катя, Маша, а просто женщина – образ, который вызывает ассоциации.

Во-первых, конечно, должен быть какой-то общий уровень развития, уровень видения, что называется. Нужно смотреть много хороших фотографий, ходить на выставки, изучать живопись. Идеология ведь близка: и то и другое – изобразительное искусство, визуальный образ, помещенный на плоскость с использованием красок и светотени.

Кроме того, фотографу необходимо быть внимательным, чтобы научиться ловить визуальные знаки, которыми наполнена наша жизнь. О них я рассказываю в своем мастер-классе. Из мелочей складывается картинка, а фотография как раз – это искусство «чуть-чуть»: нюансы, мелочи, полутона делают снимок.

И лишь после того, как изменяется мышление, дело доходит до техники – света, тени, композиции, то есть до приемов, с помощью которых все эти знаки, образы можно изобразить на отпечатке. Например, композиция - это попытка формализовать законы зрительного восприятия, которые обусловлены физиологически и почти у всех одинаковы или очень близки.

Не бывает правильной и неправильной композиции, бывает композиция адекватная или неадекватная идее. У меня есть такой снимок, где нужно было показать маленького беззащитного человечка, но снять это все в жанре «ню». Кадр являл собой градиент с черным в одной области, светлым - в другой, и промежуточным серым. И вот в правом нижнем углу была маленькая фигурка женщины, обнаженный торс. Фотография черно-белая. Любой сторонник традиционной композиции сказал бы, что все неправильно. И был бы прав. Но карточка производит впечатление, рождает правильные ассоциации о человеке, которого задавливает вся эта темнота.

В этом отношении, вдумчивого подхода, мне нравится европейская школа. Там в профессию идут люди, которые действительно увлечены фотографией. Они учатся не просто нажимать на кнопку, выяснять соотношение диафрагмы, выдержки и светочувствительности или технические характеристики объективов. Они учатся взгляду. В школе им могут дать следующее задание: снимите грустный гвоздь или что-то в этом духе. Это попытка разбудить воображение, перенести образ на плоскость в определенной форме. В европейских школах много школярства в лучшем смысле слова: многие начинают с того, что пытаются повторить хорошую карточку. Полезное занятие, ты учишься технически прочитывать кадр, понимать какой был свет, какие условия. Другими словами, много внимания уделяется осмысленной технике.

В целом, я никогда не снимаю незнакомых людей. Не ленюсь потратить час-полтора на общение с моделью – обо всем на свете. Я должен стать психоаналитиком, «жилеткой», кем угодно, для того чтобы мне доверились и были готовы к созданию образа.

Фотосъемка – это интимное занятие, на мой взгляд, всегда нужно быть один на один с моделью. Кроме того, я стараюсь, прежде всего, выбить из головы девушки мысль о том, как она получится на фотографиях. Это первостепенная задача для каждого портретиста. В противном случае модель начинает «строить» лицо, думать только об этом и терять необходимую концентрацию, в то время как она должна концентрироваться на мне, любить, презирать, ненавидеть, хотеть – но только меня. В этом ключе я не очень люблю работать с профессиональными моделями, особенно когда снимаю на условиях TFP. Они часто бывают искусственными, «испорченными» привычкой «делать» определенное лицо, принимать определенную позу. Я им не верю, а значит, не поверит и зритель.

Вообще, моя съемка – это много разговоров и не очень много снимков. Когда при мне говорят, что с фотосессии получают 400 кадров, я натурально падаю в обморок. Моя норма – 150 снимков в среднем. Много времени уходит на то, чтобы создать некую мизансцену. Внушить, внедрить в сознание модели обстоятельства, в которых она поведет себя тем или иным образом. Я делал снимок, в котором девушка уходит от парня. Она уходит (из кадра) - физически, но остается одновременно. На снимке все сложилось: выражение лица, глаз, поза, поворот головы, соответствующий свет – и история вышла правдивой. А фотография, и постановочная в том числе, не должна врать.

F: Можете ли вы назвать имена фотографов и живописцев, чьи работы вас вдохновляют?

В.Ш.: Фотохудожник Хельмут Ньютон. Я считаю его гениальным потому, что он снимает совсем других женщин, не таких, какими их видят все. Самодостаточных, уверенных в себе личностей, которые и в тяжелые времена морально сильны. А в живописи мне нравятся импрессионисты и художники эпохи Раннего Возрождения. Иногда я делаю фотографии, которые по стилистике похожи на их работы.

Был у меня один портрет, при взгляде на который сразу чувствовалось влияние той школы. Я это ощущение усилил при обработке, но никак не мог понять, какие детали дают его. И лишь затем догадался, что все – из-за специфичного поворота головы, такого, будто бы в ту эпоху не умели правильно рисовать эту часть тела. 

F: А теперь от высоких материй – к «низменным». Какой фототехникой вы пользуетесь в работе?

В.Ш.: Сейчас у меня в арсенале Canon 1Ds Mark III и 5D Mark III, объективы Canon L-серии (16-35 mm, 70-200 mm, 50 mm, 85 mm).

На мой взгляд, покупать новую технику нужно лишь тогда, когда имеющаяся не справляется с какими-то техническими задачами, важными для фотографа. Необходимо прояснить для себя конкретную причину обмена, а не гнаться за модой или престижем.

Когда я занимался репортажем, то использовал Nikon FM2. Это механическая камера, которая практически ничего не умеет, с курковым затвором, без автофокуса, конечно. Но ведь я снимал, правда, это, скорее был навык, потому что сегодня я так уже не смогу сфотографировать на нее, как раньше – быстро и безошибочно. Тогда я все рассчитывал, даже знал: на то, чтобы заменить пленку, мне необходимо ровно 7 секунд.

А вообще, если сравнивать, на любую современную полупрофессиональную цифровую зеркальную камеру 30 лет назад можно было только молиться. 

Источник: 

http://fotose.com/ru/life/articles/362/51575/